Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1518-1533 гг. С пустя несколько месяцев Феодорит встречает здесь еще одного пустынника, единоко [одинокого] стар­ ца, Митрофан было имя ему, живущего тут уже около пяти лет. Несомненно, эта встреча для Феодор была очень важной: опыт пятилетнего выживания в этой прегорнайилей пустыне оказался весьма полезным для него. Питаются же они от жестоких зелей и корений, кото­ рые находят в этой пустыне. Как свидетельствует «Повесть о пустынножителях с Соловецких островов», подвижники в наших краях питались «мохом белым квашеным [белый мох - ягель] с брусникою»*. «Аще хочешь узнать, чем Влады­ ка питает окалянное тело наше, прими сие и уведай... Брат же взял и ел. Было же сие белый мох, стертый с брусникою, и усладилась та еда в гортани его...»** Что касается корений, то речь идет о некоем «кореньи Вакха и ему подобном»***. Встреченный Феодоритом отшельник Митрофан был не кто иной, как преподобный Трифон Печенгский до своего пострига. Ко времени этой встречи в 1519 году Трифону было уже около 30 лет. Он пришел в эти края лет на пять раньше Феодорита, то есть где-то в 1514 году. В его * Повесть о пустынножителях Соловецкого острова. Цит. по: Иеромонах Никодим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 183. «Ягель - содержа большое количество крахмала, превращающегося при варении в студень, составляет хорошее питательное вещество, особенно для оленей Лапландской тундры» (Дергачев Н. Русская Лап­ ландия. Арх., 1877). ** Петренко Н. А. Соловецкий патерик и Повести о соловецких пустынножителях // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий мо­ настырь. СПб., 2001. С. 504. *** Рукопись «Книга повести о пустынножителях Соловецкого ос­ трова». РНБ, Соловецкое собр., № 1195/1366, л. 2 об. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz