Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

«Ребра северовы» не детей своих в жертву закалают и образы святых икон огню предают, всячески диаволу угождая, и всякие кудесы творят, чтобы с бесами им беседовать...»* Только те подвижники, которые в полной мере бес­ конечным смирением и укрощением своей плоти и небы­ валой силой покаяния сумели обессилить лютого врага, только им удалось сподобиться святости на этой земле «и спасти вокруг себя тысячи». Надо сказать, что все это в полной мере относится к духовной жизни на Кольском Севере и в наше время. Итак, в 1518 году иеродиакон Феодорит на малом ко- раблеце великою рекою Колой [Кольским заливом], яже впадает своим устьем в Ледоватое море, добрался до глу­ боких варваров, лопарей диких. Здесь восходит он на горы высокия, их же нарицает Святое Писание ребра Северовы, и вселяется в тех лесах пустынных, местами непроходи­ мых, поставив себе келью. В настоящее время лесная растительность в районе города Колы мало напоминает те леса непроходимые, и заготовить бревна для избушки сегодня вряд ли бы уда­ лось. Но в начале XVI века влияние теплого Гольфстрима на климат в наших краях еще не настолько ослабло и лес рос здесь настоящий, «корабельный», вполне пригодный для строительства**. *Насонов А. Псковские летописи. Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 143. ** «Позади строений города находится обширное поле. В старину на оном было кладбище и рос сосновый лес, из которого построены собор и укрепления; ныне же нет там ни одного кустарника». (Рейнеке М. Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии. СПб., 1830. С. 9-10); «Он [собор в Коле] построен из чрезвычайно толстых бревен». (Вере­ щагин В. П. Очерки Архангельской губернии. СПб., 1849. С. 127-128). 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz