Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1518-1533 гг. неугасающий»*. Противодействие «сил бесовских», с ко­ торым сталкивается христианин, попадающий на Коль­ ский Север, а тем более подвижник веры и благочестия, пришедший просветить это царство мрака светом веры Христовой, нашло достаточно подробное отражение в Жи­ тиях святых Русского Севера. Так, например, в Житиях соловецких подвижников подробно описываются виды и образы действий сил бе­ совских в этих «пустынных страхованиях». Они являются подвижнику в первые год-два в виде разбойников, черных диаволов, воинов в доспехах, женщин в прекрасных оде­ яниях или в жутком образе иных слуг князя тьмы. Снача­ ла угрожают и пугают подвижника, требуя покинуть им принадлежащие земли. В дальнейшем возможны и тяжкие побои, и мучения, даже до полусмерти. При таких пос­ ледствиях неизменно являлась помощь от Господа в виде благолепных старцев (обычно почивших подвижников этих мест) либо светозарных юношей, которые исцеляли и ободряли претерпевшего. Подчеркнем тот очевидный факт, что земля эта всегда с большим трудом и сопротивлением расставалась с мра­ ком язычества, идолопоклонства и страшного колдовства и что очень немногие истинные подвижники выстояли в этой смертельной схватке за души людские. «...В тех местах прельщаемы человеки от невидимого врага - диавола, являясь по званию христианами, обычиев держатся от древних прародителей... Слышахом, что втай* См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1997. Т. 7. С. 541-542. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозна­ чаться: Карамзин. - Прим. ред.) 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz