Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1494-1518 гг. з Свирского монастыря Феодорит направился аж за Волгу реку, в тамо сущие великие монастыри. К тем самым «заволжским старцам», живущим по многочисленным скитам и продолжающим великое духов­ ное делание преподобного Нила Сорского и возрастающим на древних традициях пустынных отцов православного Востока в духе «нестяжания» и умной молитвы. Обойдя северорусские обители, напитавшись духом суровой аскезы, поглядев на храбрых воинов Христо ­ вых, иже воюют супротив начал властей темных, ми- родержцев века сего, Феодорит поселился в Кирилло- Белозерском великом монастыре. Здесь жил он в течение двух лет, до 1514 года, наблюдая за жизнью многих свя­ тых мужей и ревнуя их жестокому и святому жительс­ тву. Однако жизнь в столь многолюдном общежитель­ ном монастыре показалась Феодориту слишком суетной, и он удаляется в пустыни тамошние, которые в большом количестве существовали вокруг монастыря. Именно в этих уединенных скитах подвизались многочисленные ученики и последователи преподобного Нила Сорского, умуная и покоряя плоть свою в порабощение и послуша­ ние духу. Именно они, белозерские пустынники, то есть иноки Кирилло-Белозерского монастыря, но жившие уединенно, имевшие свои отдельные пустыньки и скиты на Белозерье, они составляли основу «нестяжательства» на Руси. Речь идет об изначальной и истинной идее монашества, идее, идущей с древнего Востока, «никогда не умиравшей в Гре­ ции и которая, будучи перенесенной в Россию, никогда не умирала совершенно и у нас». 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz