Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1494-1518 гг. В 1511 году иеродиакон Феодорит принимает решение отпроситься уйти в паломничество, как тогда говорили, на созерцание. Отныне он готов был к странствиям по слав­ ным святым местам Русского Севера, готов воспринять, разделить и приумножить те благодатные духовные дары, коими так богаты были еще в то время многочисленные монастыри, бесчисленные скиты и пустыни, населенные великими подвижниками православной святости. Взяв благословение, он со слезами попрощался со сво­ им отцом духовным, престарелым наставником Зосимой, под руководством которого возрастал в «духе и истине» целых 17 лет, и изыде из того монастыря за благословени­ ем старца своего, на созерцание. До наступления «новых порядков» оставить православный монастырь и пойти «на созерцание» в иные монастыри можно было по благосло­ вению своего духовного отца. «Мужи, проходящие житие монашеское, да исходят, когда настоит нужда, по благо­ словению того, кому вверено начальство»*. П ервым, к кому устремилась на созерцание душа Фе­ одорита, был славный и великий муж, чудотворец Александр Свирский. Встреча их была как чисто­ го с чистым и непорочного с непорочным. Преподобный Александр, не зная Феодорита и прозрев его приближение, вышел к нему навстречу за ограду монастыря и произнес: * VI Вселенского Собора правило 46 (Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Троице-Сергиева лавра, 1996. Т. 1. С. 532). К слову сказать, в западном монашестве со времен Бенедикта Нурсийского (VI век) введен дополнительный четвертый монашеский обет - «пребывание в своем монастыре до смерти». 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz