Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1494-1518 гг. И звестия обо всех этих событиях и переменах, про­ исходивших в церковной жизни Москвы и Новго­ рода, безусловно, доходили и до уединенного мо­ настырского скита на реке Шуе. Поучения старца Зосимы о хранении души от соблазнов и искушений «имениями», о нищете телесной и богатстве духовном формировали буду­ щего стойкого подвижника веры - Феодорита Кольского. Вскоре после низложения новгородских владык в Со­ ловецком монастыре начались явные нестроения. Причина этих нестроений - суть следствие все того же наступив­ шего в начале XVI века «брожения в умах» и упомянутых выше негативных тенденций в российском монастырском строительстве. Анализ сохранившихся монастырских документов Со­ ловецкой обители позволяет сделать вывод об имевшем место в это время некоем «имущественном конфликте», приведшем как к смене настоятеля, игумена Евфимия (1507-1514), так и к изменениям в монастырском уставе в части, касающейся имения личных вещей монахами*. Из келий монахов были забраны «рухляди» - все лич­ ные вещи, включая одежду, обувь и книги, и «снесены в казну», то есть обобществлены. Таковым образом в монас­ тыре начались «новые порядки». Соловецкая обитель при­ водилась в полное соответствие с монастырским Уставом, * «Причина смены игумена и составления Описи имущества 1514 го­ да объясняются каким-то случившимся в монастыре имущественным конфликтом» (Крушельницкая Е. В. Описи строений и имущества Соловецкого монастыря // Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 262). 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz