Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

Шуя книжная / Уроки терпения Новгородского владыки, совсем недавно возглавившего Новгородскую кафедру. Его предшественник, высокий покровитель Феодорита святитель Геннадий (Гонзов) был сведен с кафедры 26 июня 1504 года якобы за факты «стяжания». «...Оставил престол свой за немочь, неволею, понеже, приехав с Москвы на свой престол в Новгород Великий, начал мзду за поставление имати». Таковой была официальная версия, хотя многие склонны были видеть в святителе Геннадии невинно пострадавшего от интриг и клеветы, что, возможно, явилось следствием его непри­ миримой позиции при разоблачении опасной для Руси и весьма коварной ереси «жидовствующих». Итак, в 1509 году Феодорит стал иеродиаконом. Одна­ ко этот год оказался и годом завершения весьма недолгого правления архиепископа Серапиона*. Именно в 1509 году он был низвержен с Новгородской кафедры в результате ссоры с Иосифом Волоцким, игуменом Волоколамского монастыря**. Одной из косвенных причин конфликта архиеписко­ па с игуменом со столь тяжелыми последствиями стала невозможность их личной встречи для урегулирования * С 15 января 1506 года по июль 1509 года. ** Прп. Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (1440-1515 гг.), из бояр рода Саниных. Ученик прп. Пафнутия, ученика прп. Сергия Радо­ нежского. В 1479 году в волоколамских пределах основал Успенский монастырь, где ввел новый общежительный «Устав», проникнутый идеями действенного общественно-патриотического служения Церкви и придания этому служению важной роли в деле дальнейшей центра­ лизации и усиления Московского государства. Устав и монастырское хозяйство монастыря вскоре были признаны официальным образцом для всех монашеских обителей на Руси. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz