Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
Кандалакша, как первая любовь Карельского берегов царским карательным отрядом под началом некоего Басарги Леонтьева. Хотя в то же время этот «царский опричный правеж» не пережил соседний Кокуев монастырь, что с древних времен существовал в Порьей губе. Ограбленная братия переместилась из разо ренных мест «к устью реки Нивы, на наволок», под защиту Кандалакшского монастыря. Феодорит никогда не забывал свое детище, и Канда лакшский монастырь, успешно развиваясь, был весьма благоустроенным. По писцовым книгам 1574 года, в монас тыре были две церкви: летняя, Свято-Никольская с двумя приделами - Петро-Павловским и Зосимо-Савватиевским, а также теплая, зимняя Рождества Пречистыя Богородицы. Три колокола на колокольне «поставил строитель монас тыря» Феодорит, один колокол - дар «царя и Великого князя». Кольский старец, вернувшись на Север, вновь при нял на себя окормление не только Кандалакшского, но и Печенгского монастыря, не щадяще ни старости, ни не мощного тела, сокрушенного многими летами и великими трудами. Возраст Феодорита приближался уже к девянос та годам. Воистину сие удивления достойно, как в такой старости и такие неудобные и жестокие пути претер певал. Летом плавающе по морю, зимой на прыткошест- вующих оленях ездяще, по непроходным пустыням. Достоверно известно, что в 1569 году Феодорит не только приезжал в Печенгу духовно окормлять своих чад, но еще и являлся строителем Печенгского монастыря. В самом деле, если подходить с канонической точки зре ния, то Феодорит никогда и не переставал быть строителем 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz