Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1551-1571 гг. ервый успех проповеди Феодорита на Крайнем Севере и самые ранние упомянутые в летописях Л JL<f)aKTbi крещения «лопи дикой» и строительства православных церквей связаны «с Кандалакжской губой, с устьем Нивы-реки». Софийская летопись, повествующая о строительстве в 1526 году на западном берегу реки Нивы русской православной «церкви Рождества Иоанна Пред­ течи», по сути, свидетельствует о факте основания города Кандалакши. Таким образом, великий подвижник Севера преподобный Феодорит Кольский справедливо может считаться основателем этого города. Русское поселение в Кандалакше в первое время представляло собой монашеский скит. Феодорит Коль­ ский должен быть признан также и основателем мужс­ кого монастыря, что «в Кандалошской губе на усть реки Нивы на наволоке»*. До прихода Феодорита в 1548 году никаких документальных признаков существования в этих местах монастыря мы не имеем. В течение трех лет, вплоть до назначения Феодорита архимандритом Спасо- Евфимиева Суздальского монастыря в 1551 году, он сози­ дал здесь крепкую монашескую обитель. Его попечением монастырь этот приобрел официальный статус, получал пожертвования от царя Иоанна Грозного, а также имел ежегодную «государеву ругу милостынных денег на хлеб, фимиам, ладон и воск». Все это позволило «феодоритов- скому» монастырю благополучно пережить в 1568 году страшное разорение, произведенное в селах Терского и * Из Писцовой книги 1608 года. Цит. по: Харузин Н. Русские лопари. М., 1890. С. 459. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz