Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

«На пути к Ледовому морю...» / «Философ из Кандалакши» Салингеном, который оставил в своем дневнике записи об этой встрече. Салинген, вспоминая беседы с Феодоритом и его мне­ ние об истории приграничных проблем Северного края, особо ссылается на высокий авторитет старца, поскольку тот слывет за знаменитого «русского философа». Естест­ венно, «философа» в исконном значении этого слова - как выдающегося мыслителя - «любителя мудрости». По сло­ вам Салингена, таковым старец слыл среди русского на­ рода, поскольку написал полную Историю Карелии и Лап­ ландии. Кроме того, он «рискнул изобрести письмена» для карельского и лопарского языка, «на котором никогда не писал еще ни один человек». Феодорит показывал голлан­ дцу алфавиты и рукописи на этих языках, демонстрировал молитвы «Символ Веры» и «Отче наш», переведенные на языки северных народов. Стоит только пожалеть, что ни­ чего из этого удивительного наследия «русского философа Феодора» не сохранилось до наших дней. Особую печаль, как можно понять, у нас вызывает факт утраты упоми­ наемых Салингеном записей, где было «изложено все им самим [Феодоритом] испытанное». Очень хочется верить, что наша книга хоть в какой-то степени позволила восста­ новить те события жизни Феодорита, что были записаны им в том своем дневнике. Салинген, вспоминая Феодорита, называет его не ина­ че, как «русский философ Феодор (Feodor) из Кандалак­ ши». То есть Феодорит, несмотря на величие своих дел и «широкое хождение» по просторам Русского Севера, все же для современников, более всего был связан с Канда­ лакшской волостью. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz