Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1551-1571 гг. народ; там же и Кола, река великая в море впадает, на устье ее монастырь создан от него. К этому времени Печенгский монастырь в полной ме ре сумел использовать уникальные возможности небы валых льгот, дарованных царской Жалованной грамотой 1556 года, и достиг выдающегося расцвета в торговле и промыслах. В то же время волость Кола, как раз в этот период, явно замедлила свое развитие. И даже много поз же, уже в 1586 году, царь Феодор Иоаннович «не велели в Коле торгу быти, ибо в том месте торгу быти не пригоже: то место убогое»*. Именно поэтому морем до Печенги и направлялся Фе одорит. По рекам и по морю, это значит - в летний период. Зимой маршрут передвижения был бы несколько иным. И именно сначала в Печенгу, ставшую к этому времени духовным, хозяйственным и торговым центром края, где подвизались его нечеловеколюбные монахи и где в летний период оказывались его «кольские» лопари, приходящие сюда вслед за кочующими к морю стадами диких оленей, спасающихся на прохладном взморье от страшных крово сосущих насекомых летней тундры. Эта удивительная неразрывная связь Колы и Печенги, Феодорита и Трифона, Кольского Троицкого и Печенгского Троицкого монастырей, столь явно видимая на духовном уровне, нашла и свое мирозданное воплощение в этом веч* Жалованные грамоты царя Федора Иоанновича // Отечественные записки 1829 года. СПб., Кн. CXV. С. 236. Хотя надо пояснить, что такая характеристика волости Колы вовсе не подлинное царское мнение о ней, а лишь дипломатическая уловка для отказа датчанам в открытии торга в Коле. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz