Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

Константинопольская миссия / Искусительные милости епископа Церкви, что логически, очевидно, должно было дополнять предложение Иоанна о даровании Феодориту любой власти духовной. Однако при этом не исключено, что царь Иоанн сознательно искушал Феодорита, желая лично убедиться, действительно ли жительство этого старца такое уж умиренное и священнолепное. Будет справедливым заметить, что подобное пред­ ложение, безусловно, было немалым искушением для Феодорита. Нет сомнений, что в своих трудах по просве­ щению Лапландии Феодорит следовал примеру просве­ тительских деяний Стефана Пермского и намеревался повторить опыт утверждения епископской кафедры на присоединенных к православию землях. И если бы Гос­ подь сподобил, возможно, хотел бы Феодорит стать, как и святитель Стефан в Великой Перми, первым архиереем Великой Лапландии. Но, увы, как мы уже знаем, далеко не все, что удалось Стефану Великопермскому, сумел повто­ рить Феодорит Кольский. Лишь спустя почти четыре с половиной столетия, уже в наше время, в декабре 1995 года, мечта Феодорита воп­ лотилась в жизнь - в этих краях была образована само­ стоятельная Мурманская епархия, и первым «архиереем Великой Лапландии» стал владыка Симон, епископ (ныне архиепископ) Мурманский и Мончегорский. Ну да вернемся к встрече Феодорита с Иоанном Гроз­ ным в декабре 1557 года. Духовное чадо Феодорита князь Курбский явно был свидетелем этой аудиенции, поэто­ му очень живо описывает подробности того разгово­ ра. На все те упомянутые выше искусительные царские милости Феодорит, чуть усмехнувшись, отвечал: «Я, Царь, 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz