Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1551-1571 гг. И много о чем передумали и о чем проплакали за эти дол гие годы наши северные старцы. Церковь середины XVI века своими соборными ре шениями утвердила свой выбор в отношении нового мо настырского уклада, и многие «заволжские старцы» были названы еретиками. Да и сам Феодорит с единомышленни ками были сосланы на бесчестие. Церковь шла под власть Царя и благословляла всех потрудиться на благо державы Российской, созидая империю - «Третий Рим». В этой ситуации каждый христианин, каждый монах оказывался перед выбором. Выбирали Феодорит и Трифон. Они помнили святительское благословение владыки Ма кария на строительство православных обителей на даль них северных рубежах и слова его об острой потребности державы Российской освоить эти земли, закрепиться на берегах Северных морей. Но помнили они и о том, что есть незыблемая основа монашества: Монах есть тот, кто миру не причастен, Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает И, светом становясь, всегда сияет*. И наши северные старцы, смиренно принимая собор ную волю Церкви, в душе оставались прежними священ- нобезмолствующими монахами-пустынниками. Трифон, вернувшись через восемь лет на Печенгу с Жалованной царской грамотой, сознательно примет этот тяжкий крест духовного окормления столь непростого монастыря и до * Иеромонах Илларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Бо гослов и православное предание / Избранные гимны. М., 1998. С. 597. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz