Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

«Во вселенной» ской жизни. «Феодорит, - рече Афанасий, - согласник и товарищ Артемиев, так может и он сам еретик есть, понеже с ним в единой пустыни немало лет пребывал». Несмотря на то, что авторитет Феодорита среди отцов церкви был очень высок и некоторые епископы пытались его оправдать, зная его бытие, как мужа непорочного, ар­ хиепископ Афанасий, не могущий простить Феодориту его обличений за сребролюбие и пиянство, привлек для оклеветания старца еще и монахов Евфимиева монастыря во главе со своим преемником игуменом Симеоном, кото­ рые имели на него ненависть за его строгость, и в том обличении его были лукавы и весьма искусны. «Большинство отцов Собора, за исключением разве Кассиана Рязанского, принадлежали к числу владык, ко­ торые придерживались учения преподобного Иосифа Во- лоцкого. Говоря языком Курбского, это были миролюбцы, любостяжатели, сребролюбивые и пьяные»*. Таков в ны­ нешнем веке презлый и любостяжательный, лукавства исполнен монашеский род! Однако приводя это мнение современника, необходимо оговориться относительно личности ныне прославленного в лике Святителя митро­ полита Московского и всея Руси Макария. Формально воз­ главляя по своему положению «осифлянское» направле­ ние в церковной жизни, сам владыка Макарий являл собой высокий образец безупречного святительского служения. В этом смысле представляется полезным привести мне­ ние другого, не менее авторитетного современника - царя * Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозер- ском монастыре // Христианское чтение. СПб., 1900. С. 274. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz