Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1551-1571 гг. значения уже не имели. Он был лишен сана и сослан в строгое заключение на Соловки. Оковавши веригами же лезными, биют неповинного святаго мужа и отсылают в вечное заточение аж на Соловецкий остров. «Пребывати же ему внутрь монастыря с великою кре- постию... Заключену ж ему быти в некоей келье молчатель- ной... Да пребывает без Святого Причащения навсегда...»* Однако вскоре, уже в 1555 году, Артемию удалось бежать с острова, из этого «строгого» заточения, после чего он объявился в Литве. Всем было очевидно, что та кой побег невозможен без влиятельных «соучастников». Но никому это не было поставлено в вину. Скорее всего, на то было молчаливое одобрение свыше. Никто, конечно, всерьез не мог считать «старцев-заволжцев» еретиками**. Но их сопротивление окончательной официальной линии Церкви как-то надо было прекращать. Выступившие в за щиту Артемия его друзья старцы-«нестяжатели», в том числе и Феодорит, сами оказались за это осужденными. Как можно догадаться, особо рьяно Феодорита как еди номышленника Артемия обвинял архиепископ Афанасий, по ненависти глаголя и вспоминая то давнее противодей ствие ему, еще в бытность игуменом Кирилло-Белозерского монастыря, со стороны старцев-пустынников и их нелицеп риятные обличения за упадок и нестроения в монастыр* Из подлинной грамоты о решении Собора. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI-XIX веках. С. 49. ** Об этом свидетельствует, например, тот особый знак уважения к Нилу Сорскому, как «задуманная Иоанном Грозным постройка в его ските каменной церкви» (Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Волга. М., 1990. №4. С. 122). 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz