Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
«Во вселенной» Когда же, в 1551 году владыка Афанасий и Феодорит одновременно появились в Суздальской епархии, прежнее противостояние переросло в новый конфликт. Конфликт настолько принципиальный, что не предполагал перспек тивы его преодоления и примирения. Такое же положение сложилось и в целом в Русской Церкви ко времени Стоглавого Собора. Что-то надо было делать с несгибаемыми в своей чистоте и крепости духа «заволжскими нестяжателями», всей своей жизнью и даже внешним видом протестовавшими против духовного об нищания в церковной среде и не вписавшимися в новый порядок и «стяжательный» дух официальной Церкви. Повод для судилища нашелся скоро. В 1553-1554 годах в связи со случаями возникновения в Москве протестант ских ересей сначала в качестве свидетеля был вызван на Собор премудрый Артемий. Царь же Иоанн был в боль шой обиде на старца, самовольно оставившего игуменство в Троице-Сергиевом монастыре, и не пожелал оградить Артемия от несправедливых наговоров и последующего его осуждения. «Это было как раз после известной болез ни Грозного и после знаменитой поездки его в Кириллов монастырь, когда поколебалось отношение царя к его пре жним советникам»*. Сохранившиеся подлинные вопросы на суде и ответы Артемия ясно показывают, что решение по его «делу» епископатом церкви, по сути, было принято раньше и его аргументы в свою защиту принципиального * Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозер- ском монастыре // Христианское чтение. СПб., 1900. С. 281. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz