Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

Время Стоглава / «Во вселенной» и народа»*. В то же время решения «Стоглава» в полной мере отвечали тому видению путей преодоления кризиса и уровню объединенной богословской мысли Церкви и Го­ сударства, что уже сформировались в России. В результате были приняты лишь строгие «организационные меры» и «предусмотрены суровые дисциплинарные воздействия к нарушителям» установленных церковных норм и порядка благочестия. То есть, другими словами, максимум внима­ ния было уделено следствию, а не причине, внешнему, а не внутреннему. Потому и итог был весьма печален - про­ изошла догматизация обряда. Подлинно богословской оценки глубинных причин деградации церковной жизни и монашеской духовности сделано не было. Н адо сказать, что друг Феодорита преподобный и премудрый Артемий недолго сумел выдержать пре­ бывание в должности игумена Троице-Сергиевой обители, быстро осознав всю пагубу духовную от жизни в «стяжательном» монастыре того времени**. И царя не пос­ лушав, отошел он в пустыню от того великого монастыря, многого ради мятежу от любостяжателъных, издавна законопреступных, монахов. * Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 130. ** «Пробыл на игуменстве он [Артемий] и видит, что душе не в поль­ зу игуменство, и того ради игуменство оставил, хочет себе внимать, чтобы от Бога не погибнуть душою и Христовы заповеди совершити и евангельския и апостольские и от своих рук питатися, пищею и одеждою доволитися» (Жалобница Благовещенского попа Симеона // ЧОИДР. М., 1847. С. 23). 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz