Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1551-1571 гг. на теорию «нестяжательства», произвести секуляризацию монастырских земель. Такова была причина избрания игумена Артемия. Эти же планы побудили Грозного призвать в Москву из Кандалакши и Феодорита, поставив его начальствовать в крупном Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале с воз ведением в сан архимандрита*. Произошло это в начале 1551 года. В это время премудрый Артемий имел наиболь шее духовное влияние на Иоанна Грозного. Упомянутые старцы изначально были вызваны в Моск ву в январе 1551 года царским повелением, возвещающим о созыве Собора, который войдет в историю под именем «Стоглавого». «Тут собрались все до одного святители Московской митрополии с честными архимандритами, игуменами, духовными старцами, пустынниками и мно жеством прочего духовенства»**. Так что вместе с Фео доритом на этом Соборе должны были присутствовать Трифон, Иона и Герман Печенгские. Тяжкое духовное неблагополучие, поразившее к сере дине XVI века как церковную жизнь в целом, так и мо настырскую в частности, поставило вопрос о принятии соответствующих мер противодействия этому небывалому упадку. «Чтение царских вопросов, предложенных Стог лавому Собору, может произвести в душе самое тягост ное впечатление о тогдашнем состоянии нашей Церкви * «Спасо-Евфимиев, в Суздале. Архимандриты: Феодорит Пустын ник 1551-1554 гг.» (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монас тырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 664). ** Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 125-126. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz