Митрофан (Баданин; иеромонах). Князь Александр Невский и Кольский Север : неизвестные страницы жития / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2013. – 69, [2] с. : ил., портр., карты. – (Кольский патерик ; кн. 4).

Игумен Митрофан (Баданин) Древняя традиция дружбы «Норвежцы и русские соседствуют тысячу лет, и между этими народами и их странами не было серьезных конфликтов»1- так начинает свой труд по истории российско-норвежских отношений норвежский ученый К. Сел- нес2. Как мы показали выше, Новгородская Русь и Норвегия издревле и тра­ диционно имели уважительные добрососедские отношения. Великий по­ кровитель христианской Норвегии XI века ко­ роль Олав II Святой приходился великому князю Ярославу Мудрому свекром. Важнейшие духов­ ные решения Олава и укрепление его христиан­ ской веры произошли в период его пребывания в Великом Новгороде, где он совершил свои пер­ вые чудеса исцелений. В дальнейшем, уже после кончины святого Олава, почитание его нарастало, поскольку Ган­ зейский союз избрал его покровителем всех мо­ реплавателей. Во всех городах союза были воз­ двигнуты церкви его имени. Не был исключени­ ем и Великий Новгород, где, по свидетельству епископа города Або (ныне Турку), в XIV веке еще существовала церковь святого Олава (« в а ­ ряжская божница») и почитание его новгородцами было весьма велико.3 В России помимо Новгорода (где Олав жил несколько лет), церкви св. Олава существовали и в Старой Ладоге. Два последующих короля уже христианской Норвегии - Магнус I Доб­ рый (сын Олава) и Харальд III Суровый (сводный брат Олава) - были связа­ ны с новгородскими князьями династическими браками и интересовались жизнью Великого Новгорода в целом. После разделения христианских Церквей Востока и Запада в 1054 году тесные династические связи между правителями Руси и Норвегии стали по­ 1 Seines К. Russisk historie i norron saga / / (N) HT. 1965. B. 44. H. 2. S. 3. 2 Кьяртан Селнес - доктор философии, советник по социальным и философским наукам Норвеж­ ской гуманистической ассоциации, г. Осло, Норвегия. 3 Надпись на одном шведском руническом камне повествует о судьбе некоего путешественника, который « ...умер вХолмгарде [Новгороде. - и. М.] в церкви св. Олава» ( Wigum F. Norge og Russland som religiose naboer / / Kirke og Kultur. Oslo, 1997. № 1. Перевод А. Ермолаевой). 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz