Митрофан (Баданин; иеромонах). Князь Александр Невский и Кольский Север : неизвестные страницы жития / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2013. – 69, [2] с. : ил., портр., карты. – (Кольский патерик ; кн. 4).
Игумен Митрофан (Баданин) Древняя традиция дружбы «Норвежцы и русские соседствуют тысячу лет, и между этими народами и их странами не было серьезных конфликтов»1- так начинает свой труд по истории российско-норвежских отношений норвежский ученый К. Сел- нес2. Как мы показали выше, Новгородская Русь и Норвегия издревле и тра диционно имели уважительные добрососедские отношения. Великий по кровитель христианской Норвегии XI века ко роль Олав II Святой приходился великому князю Ярославу Мудрому свекром. Важнейшие духов ные решения Олава и укрепление его христиан ской веры произошли в период его пребывания в Великом Новгороде, где он совершил свои пер вые чудеса исцелений. В дальнейшем, уже после кончины святого Олава, почитание его нарастало, поскольку Ган зейский союз избрал его покровителем всех мо реплавателей. Во всех городах союза были воз двигнуты церкви его имени. Не был исключени ем и Великий Новгород, где, по свидетельству епископа города Або (ныне Турку), в XIV веке еще существовала церковь святого Олава (« в а ряжская божница») и почитание его новгородцами было весьма велико.3 В России помимо Новгорода (где Олав жил несколько лет), церкви св. Олава существовали и в Старой Ладоге. Два последующих короля уже христианской Норвегии - Магнус I Доб рый (сын Олава) и Харальд III Суровый (сводный брат Олава) - были связа ны с новгородскими князьями династическими браками и интересовались жизнью Великого Новгорода в целом. После разделения христианских Церквей Востока и Запада в 1054 году тесные династические связи между правителями Руси и Норвегии стали по 1 Seines К. Russisk historie i norron saga / / (N) HT. 1965. B. 44. H. 2. S. 3. 2 Кьяртан Селнес - доктор философии, советник по социальным и философским наукам Норвеж ской гуманистической ассоциации, г. Осло, Норвегия. 3 Надпись на одном шведском руническом камне повествует о судьбе некоего путешественника, который « ...умер вХолмгарде [Новгороде. - и. М.] в церкви св. Олава» ( Wigum F. Norge og Russland som religiose naboer / / Kirke og Kultur. Oslo, 1997. № 1. Перевод А. Ермолаевой). 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz