Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Кашкаранские святыни Терского берега / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск, 2012. – 47 с.: ил., карта. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 2).

Миссионерское освое­ ние этих поморских зе­ мель преподобным Евфи- мием и его учениками осуществлялось путем со­ зидания вдоль всего побе­ режья Кольского полу­ острова церквей, часовен и небольших скитских мо­ нашеских поселений. 2. Монах Аксий как ученик прп. Евфимия Нынешнего поморского села Кашкаранцы в те давние времена, конечно, еще не было. Ближайшим историческим поселением на Терском берегу была Варзуга, которая задол­ го до появления там христианского погоста существовала как поселение людей весьма смешанного состава. Ранее всех, в глубокой древности, тут жила «терская лопь», оттесненная на северо-восток, в «Л аппию » , корелами, которых позже по ­ теснили новгородцы '. На Кашкаранский наволок добытчики Великого Нова-града приходили в то время на промысел лишь на сезон, дабы добывать морского зверя6и ловить рыбу. И, конечно же, тогда, в начале XV века, все знали живущего здесь с давних лет уединенного отшельника - «монаха Ак­ сия» . Каждый приходящий на промысел считал своим дол- s « К ю го-востоку и югу от Лаппии находится провинция, называемая Карели­ ей, а народ в ней называется карелами (Kerilli), а на ю.-ю.-в. от Карелии лежит стра­ на, называемая Novogardia (В -Н овгород)». И з записок Стифена Бэрроу, командира английского судна, в 1556 году. 6 П о описанию 1785 года: «Н ер п у промышляют на Белом море, начиная с мар­ та по май м есяц ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz