Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Кашкаранские святыни Терского берега / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск, 2012. – 47 с.: ил., карта. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 2).

иконописного образа Тихвинской Богоматери главным и не­ повторимым достоинством этой иконы являлся ее велико­ лепный драгоценный оклад. Эта небывалая риза Царицы Н е­ бесной создавалась в первой половине XVII века как вклад царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета и отличалась непревзойденной полнотой украшения. Помимо изыскано украшенных канонических частей ризы Богоро­ дичной иконы, как-то: серебряного золоченого чеканного оклада, венца с короной и цатами, на иконе были широко представлены драгоценные приклады. Богатейшие ожере­ лья, пелены и убрусы были дополнены специально изготов­ ленными ювелирными миниатюрами других чудотворных Богородичных икон, крестами и панагиями, что придавало особый духовный статус этому Тихвинскому образу. Общее количество таких прикладов достигало более сотни. Эта уникальная историческая драгоценность, риза Б о ­ жьей Матери «Тихвинская» , пропала в 20-е годы. Сведения о тех трагических событиях крайне скудны и противоречи­ вы. Скорее всего, риза была «реквизирована» при разграбле­ нии монастыря безбожной властью в 1922 году с преобразо­ ванием Тихвинского монастыря в трудовую артель. Сегодня лишь одно может нас порадовать - сохранился другой драгоценный оклад, изготовленный в 1716 году «по обету» 64-х купеческих семейств города Тихвина. Эта риза, богато украшенная жемчугом, эмалями и русскими самоцве­ тами, в дальнейшем считалась «походной» и одевалась на случай предстоящего выноса иконы за стены монастыря. Именно в этой ризе Божья Матерь «Тихвинская» и поки­ нула храм оскверненного Успенского монастыря и во время гонений 20-х - 30-х годов укрывалась в иных церквях города Тихвина. В этой ризе, по рассказам очевидцев, в ноябре 1941 года икона была вынесена «...германскими солдатами из го­ 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz