Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Кашкаранские святыни Терского берега / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск, 2012. – 47 с.: ил., карта. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 2).

В переписной книге Соловецкого монастыря, составлен­ ной в 1669 году, уже говорится о построении на этом месте новой часовни, взамен прежней древней: «Промыселрыбной Кашкаранцы. Часовня новая, покрыта тесом на скат... А в ней Божия милосердия образ Воскресение Христово, да об­ раз Богородица Одигитрие». В этом описании часовня пря­ мо не называется в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, что не должно нас смущать, поскольку в то время образ по ­ читался под именем «Одигитрии Тихвинской». Древняя ру­ копись исторического предания о Тихвинской иконе так и называется: «К ни га об иконе Богоматери Одигитрии Тих­ винской». Образ Богородицы «О ди ги три я» (или «Путеводитель- ница») всегда был ревностно почитаем всеми поморскими промышленниками и мореходами, столь зависящими от за­ ступничества Царицы Небесной в тяжком рыбацком труде и «в благопоспешном исправлении» их морского пути. Само название иконы «О ди ги три я» трактуется как обре­ тение пути к Истине. Пресвятая Богородица указывает и на­ правляет нас ко Христу, а Христос благословляет Ее и все Свое творение. В основе иконографического извода Богома­ тери Тихвинского образа также лежит композиционная схе­ ма иконы Одигитрии. В Тихвинской часовне, по описанию 1802 года, можно было увидеть некий древний «образ Тихвинской Богоматери на ка- мени в киоте»1’. То есть икона была написана на камне. Преды­ дущая опись 1801 года была более точна и пояснила, что икона эта написана «на плитье»20. Надо понимать, речь идет о знаме­ нитом Терском плитняке, красных плитах Терского песчаника. 19 ГАМО, фонд 8-и, on. 1, д. 20, л. 13 об. 20 ГАМО, фонд 8-и, on. 1, д. 40, л. 1-2 об. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz