Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Кашкаранские святыни Терского берега / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск, 2012. – 47 с.: ил., карта. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 2).

но было христианам останавливаться на ловлю рыбы, ибо на­ водили великий ужас на рыбаков ночные явления древних покойников и прочие приведения. В этом смысле и появле­ ние часовни над могилой Безымянного инока в семи верстах от Кашкаранцев сильно укрепило местный православный дух и окончательно смирило гордыню древних демонов этих мест. Вскоре и на этом святом месте, могильном пригорке трех чтимых монахов, была поставлена первая часовня. В 1575 году район Кашкаранского наволока по-прежнему принадлежал Соловкам: «П о морскому берегу от Умские межи, от реки от Оленицы, к Варзуге реке тони Спаские С о ­ ловецкого монастыря старцов, к Кашкаранцам едучи: тоня Каменная, тоня Кашкаранской Наволок, тоня Точильной Ру­ чей. Всего три тони, а ловят они на тех тонях красную рыбу семгу на монастырь. Дань и оброк с тех тонь, и за десятую рыбу оброк в государеву казну не идет по государевой по жа- ловальной грамоте. К сей сотной грамоте царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси велел печать свою прило- жити лета 7083 [1575] мая в шестый день»1". В 1802 году один исследователь Кольского полуострова, побывав в этих краях, писал о поселении Кашкаранцы: «М е ­ сто сие, как становище рыбных промышленников, знаменито в рассуждении весьма удобного стояния, но только недоста­ ток есть в воде. Берут оную из колодезя, а если много надоб­ но, то версты за две ходить надо в л ес»16. Этот расположен­ ный рядом с Тихвинской церковью колодец особо почитаем в Кашкаранцах с древних времен. И хотя ныне в селе имеются ь С отная из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федорова на Варзужскую волость / / Сборник материалов по истории Кольского полуострова. Л., 1930. С. 38. 16 Фон-Пошман. Архангельская губерния. 1802 год / / Архангельские Губерн­ ские ведомости. № 31. 1873 год. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz