Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Кашкаранские святыни Терского берега / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск, 2012. – 47 с.: ил., карта. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 2).
церквей Варзужского прихода 1796 года упомянуты имена: «О сия , Арсений и Тарасий». В Указе Архангельской Духов ной консистории от 14 декабря 1816 года имя монаха упоми нается как Авсий. Однако, при всем этом разнообразии, необходимо подчерк нуть, что в официальных документах - рапорте благочинно го, кольского священника Иоанна Дьяконова и последующем за ним Указе Архангельской Духовной консистории от 1816 года - этот инок именуется Астерием11. Таким образом, одной из версий, объясняющих факт утра ты подлинного имени почившего монаха, может быть утверждение, что чудесная история, произошедшая в Кашка- ранцах с «иноком Аксием», действительно случилась в очень «давние лета». Мы знаем, что уже с 1435 года в этих краях начинает набирать силу Соловецкая обитель, и ко второй по ловине XV века, как мы писали выше, вотчины на Терском берегу переходят во владение соловецким монахам. Именно таким образом и рыбные ловли на Кашкаранском наволоке отошли Соловкам вместе с живущим здесь старцем Аксием. Все издавна знали кашкаранского отшельника как «монаха Аксия», полагая это имя одним из подчас довольно непривычных монашеских имен. После кончины старца соло вецкая братия также не смогла назвать его истинного имени, поскольку он не был ее пострижеником. Те же, кто постригал старца и мог знать его полное имя, скорее всего, приняли му ченическую кончину еще в 1419 году, когда «пришедшие мур- маны войной 600 человек в бусах и шняках повоеваша погост Варзугу и... разориша Никола-Карельский монастырь»12. 1 Указ Архангельской Духовной консистории благочинному Кольского В ос кресенского собора. ГАМО. Ф. 8-и, on. 1, д. 40. Л. 2. 12 Первый новгородский летописный свод за 1419 год. П олное собрание рус- ск ихлетоп исей. Т. 3. С. 108-109. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz