Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). Кашкаранские святыни Терского берега / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск, 2012. – 47 с.: ил., карта. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 2).

церквей Варзужского прихода 1796 года упомянуты имена: «О сия , Арсений и Тарасий». В Указе Архангельской Духов­ ной консистории от 14 декабря 1816 года имя монаха упоми­ нается как Авсий. Однако, при всем этом разнообразии, необходимо подчерк­ нуть, что в официальных документах - рапорте благочинно­ го, кольского священника Иоанна Дьяконова и последующем за ним Указе Архангельской Духовной консистории от 1816 года - этот инок именуется Астерием11. Таким образом, одной из версий, объясняющих факт утра­ ты подлинного имени почившего монаха, может быть утверждение, что чудесная история, произошедшая в Кашка- ранцах с «иноком Аксием», действительно случилась в очень «давние лета». Мы знаем, что уже с 1435 года в этих краях начинает набирать силу Соловецкая обитель, и ко второй по ­ ловине XV века, как мы писали выше, вотчины на Терском берегу переходят во владение соловецким монахам. Именно таким образом и рыбные ловли на Кашкаранском наволоке отошли Соловкам вместе с живущим здесь старцем Аксием. Все издавна знали кашкаранского отшельника как «монаха Аксия», полагая это имя одним из подчас довольно непривычных монашеских имен. После кончины старца соло­ вецкая братия также не смогла назвать его истинного имени, поскольку он не был ее пострижеником. Те же, кто постригал старца и мог знать его полное имя, скорее всего, приняли му­ ченическую кончину еще в 1419 году, когда «пришедшие мур- маны войной 600 человек в бусах и шняках повоеваша погост Варзугу и... разориша Никола-Карельский монастырь»12. 1 Указ Архангельской Духовной консистории благочинному Кольского В ос­ кресенского собора. ГАМО. Ф. 8-и, on. 1, д. 40. Л. 2. 12 Первый новгородский летописный свод за 1419 год. П олное собрание рус- ск ихлетоп исей. Т. 3. С. 108-109. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz