Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).

для лопского крещенья». В этот монастырь «в Кандалошской губе на усть реки Нивы на наволоке» игумен Феодорит был на­ значен новгородским владыкой около 1548 года, после кон­ фликта Феодорита с братией Свято-Троицкого Кольского мо­ настыря, недовольной строгостью его устава. Князь Курбский, не зная точного названия этого места, пишет: « ...и бывает два года игуменом в одном малом монастыре в Новгородской зем­ ле» (с 1548 по 1550 год). Кокуев монастырь К андалакшский монастырь являлся наследником более древне­ го, так называемого Кокуева, монастыря, появившегося как результат миссионерской деятельности преподобного Евфимия Корельского (t 1435), утверждавшего очаги православия среди ко- релы на всем побережье Белого моря и на Кольском Севере. Эти монастыри, церкви, часовни, скиты преподобный Евфимий рас­ сматривал как «филиалы» Николо-Корельского монастыря, что в устье Двины, и неизменно посвящал их Николаю Чудотворцу. Впервые информацию о древнем Кокуевом монастыре сфор­ мулировал в 1836 году соловецкий архимандрит Досифей (Нем­ чинов): «Кокуев, упраздненный мужский монастырь, находив­ шийся на Белом море, при устье реки Порьей, отУсть-Умбы в 50, а от устья реки Нивы в 80 верстах». Самое раннее упоминание этого монастыря сохранилось в «Книге Большому Чертежу»: «А от усть реки Порьей, у моря монастырь Кукуев». Эту особую древность и значимость поселения в Порьей губе косвенно подтверждает и грамота царя Феодора Иоанновича дат­ скому королю Фредерику II, настаивающая на том, «что помор­ ская земля изстари царская вотчина». Перечисляя важнейшие по древности поселения, где «из давних лет люди наши сели и умно- жели», грамота указывает: «монастырь Печенской и волость 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz