Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).
для лопского крещенья». В этот монастырь «в Кандалошской губе на усть реки Нивы на наволоке» игумен Феодорит был на значен новгородским владыкой около 1548 года, после кон фликта Феодорита с братией Свято-Троицкого Кольского мо настыря, недовольной строгостью его устава. Князь Курбский, не зная точного названия этого места, пишет: « ...и бывает два года игуменом в одном малом монастыре в Новгородской зем ле» (с 1548 по 1550 год). Кокуев монастырь К андалакшский монастырь являлся наследником более древне го, так называемого Кокуева, монастыря, появившегося как результат миссионерской деятельности преподобного Евфимия Корельского (t 1435), утверждавшего очаги православия среди ко- релы на всем побережье Белого моря и на Кольском Севере. Эти монастыри, церкви, часовни, скиты преподобный Евфимий рас сматривал как «филиалы» Николо-Корельского монастыря, что в устье Двины, и неизменно посвящал их Николаю Чудотворцу. Впервые информацию о древнем Кокуевом монастыре сфор мулировал в 1836 году соловецкий архимандрит Досифей (Нем чинов): «Кокуев, упраздненный мужский монастырь, находив шийся на Белом море, при устье реки Порьей, отУсть-Умбы в 50, а от устья реки Нивы в 80 верстах». Самое раннее упоминание этого монастыря сохранилось в «Книге Большому Чертежу»: «А от усть реки Порьей, у моря монастырь Кукуев». Эту особую древность и значимость поселения в Порьей губе косвенно подтверждает и грамота царя Феодора Иоанновича дат скому королю Фредерику II, настаивающая на том, «что помор ская земля изстари царская вотчина». Перечисляя важнейшие по древности поселения, где «из давних лет люди наши сели и умно- жели», грамота указывает: «монастырь Печенской и волость 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz