Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).

Кандалакша Православная К андалакшский (Кокуев) Рождества-Богородичный муж­ ской монастырь был расположен на северо-западном побе­ режье Белого (Студеного) моря, у морского залива, названного по имени реки Канда, впадающей в его оконечность. Местные народности - лопари и корела - нарекли залив Кандалахти («Кандский залив»). Русские поселенцы стали называть залив Кандалакшской губой. Христианское просвещение этих мест связано с миссией, ор ­ ганизованной архиепископом Новгородским Макарием (буду­ щим святителем Московским) в лице «священника с сеней от Рождества Христова инока И лии » «и диакона» - известного «апостола Лапландии», преподобного Феодорита, просвети­ теля Кольского. Об этом великом событии под 1526 годом сообщает Софий­ ская летопись: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дикой лопи и били че­ лом государю и просили антиминса и священников церковь свящати и просветити их святым крещением, и государь велел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 289). Появление храма близ устья реки Нивы на левой ее стороне стимулировало приток русских крестьян и промышленников на оседлое поселение, что привело к возникновению русской «волости» (села) Кандалакша. Само место Кандалакша из­ вестно с давних времен как поселение корелы, которая во вре­ мена новгородского владычества собирала дань «мягкой рух­ лядью» с аборигенов края - саамов (лопарей). Кандалакша на западе Белого моря, наряду с восточным поселением Варзугой, 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz