Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).

которой пред сего варили соль, ныне за хлебною скудостью сто­ ит впусте. А вотчин и пахотных земель и крестьян за Канда­ лакшским монастырем нет». По ревизии 1722 года числится у монастыря «одна душа», наемных работников - семь человек. Имеется сойма мореходная со всею снастью - «ветхая» . На мурманские промыслы посылается один карбас, выловленную рыбу продают в Архангельске, а на вырученные деньги покупа­ ют «хлебные запасы на монастырской обиход четвертей (кулей) по 35 и по 40» . Семги вылавливалось в год на сорок пять рублей. На речке Лупце работала мельница «на одном поставе», она давала дохода два рубля двадцать пять копеек в год, «а иных до­ ходов никаких, сверх объявленных, в Кандалакшском монастыре не бывает, понеже других торгов и промыслов нет». Для собствен­ ного потребления ловится озерная рыба; сена снимается в год до ста возов, имеется пять коров и бык, шесть лошадей, пятнадцать езжалых оленей. Строений в монастыре помимо Пречистенской церкви: «пять келий ветхих, два анбара хлебных... двор конюшей ветхой... двор коровей ветхой. А около монастыря ограды никакой нет». Монастырь не избавлен от мирских повинностей: «с по­ мольных денег платит в Кольскую канцелярию четвертую долю... подводы ямские ставит с кандалакшскими крестьянами вряд». Трудовые силы монастыря были ничтожны. По переписи 1710 года помимо восьми человек братии в двух бобыльских дворах насчитывалось десять душ мужского и семь душ женско­ го пола. «Деловыхлюдей 5 человек: двое на поварне, которые на братью пищу варят, и трое на скотном дворе». Сверх того, «ж и ­ вет для зимних государевых подвод наемный лопин». В петровскую эпоху в духовной жизни страны расставлялись иные приоритеты, стали главенствовать мирские ценности, и монашеская жизнь в бедных северных монастырях стала мало­ привлекательной. Приток молодых людей в скудную Канда­ лакшскую обитель практически иссяк. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz