Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).

Кондратий Алексеев дал «пять локтей сукна черного за рубль да мерина серого с санями и хомутом за четыре рубля» (1585 г.). Жертвуются иконы, серебряные кресты, разная одежда, нерпи­ чьи кожи, смола, котлы, скот, рыба («тысячу сигов» - за два с по­ ловиной рубля), промысловые снасти, пушнина, домашняя утварь (Арх. СПб. ИИ РАН. Кол. 115. № 900). После разорения 1589 года за несколько лет Кандалакшский монастырь восстановил силы и мог уже платить государству до­ вольно значительную сумму налога. По жалованной грамоте от 4 июля 1597 года кольским властям запрещалось взимать плате­ жи с монастыря («в Кольской острог целовальников и подвод и проводников и кормов и никаких расходов имать не велено»), в то же время плату за пользование промысловыми угодьями и налог с варниц, мельниц, покосов и лесов монастырю предпи­ сывалось вносить « у города Архангельского за все по 70 рублев на год». Через девятнадцать лет после разорения в Кандалакшском монастыре действовали четыре варницы (две в Лувеньге и две в Колвице), мельница на речке Лупце, четыре промысловых стана на Западном Мурмане (в Лавышеве, Лок-наволоке и Ке- горах). Выросло землевладение, потому что монахи «покупа ­ ли у кандолашских же жильцов, а иные угодья им даваны по душам» (в поминание усопших). « И всего за пречистенскими старцы Кокуева монастыря старых и новоприбылых 18 луков с полулуком» (Харузин. С. 461). При монастыре были двор коро ­ вий, пошивочная мастерская («швальня»), поварня и прочие «службы». «Д а что оне на море и по тоням и на реки Нивы и по малым речкам и по озерам ловят рыбу красную и белую, и на Мурман­ ском море удят треску и палтус на монастырский обиход, деся­ тые рыбы выделивати не велели, и в Кандалакше на монастыр­ ский обиход купити и продати и сменити вольно». 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz