Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).
Село Кандалакша на гравюре 1859г. Вид отПредтеченской церкви. Зарекой Нивой, «на наволоке», видна бывшая монастырская церковьРождества Богородицы. Можно заметить, насколько выше былуровень воды не только врекеНиве, но ив самомКандалакшском заливе летопись сообщает: «В 7121 (1612-1613) году зимою приходили до Кандалакши черкасы (украинские казаки. - и. М.) и русские изменники под именем литовских людей и Поморие воевали». Этот набег, по-видимому, не нанес большого урона Кандалакш скому монастырю, но серьезно пострадала прилегающая «К ан далакшская волостишка»: «разорены двадцать пять дворов крестьянских: люди посечены и дворы пожжены» (РГАДА. Ф. 141. On. 1. Д. 231. Л. 343). Особо жестокому разорению обитель подверглась через два года. Вначале поступила челобитная царю Михаилу Романову от игумена Сильвестра с братией: «Во 123 году приходили к нам литовские и немецкие люди и русские воры, и монастырь выграбили и государевы жалованью грамоты и всякие крепости (долговые записи. - и. М.) сожгли». Однако в конце этого зло получного года («о Рождестве Христове») царю пишет уже уце левший монастырский старец Тихон: «приходили в Поморе войною литовские люди и черкасы, и монастырь весь до основа ния разорили и выжгли, соляные промыслы с солью выжгли, и 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz