Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).

берега рек изначально назывались «двин­ скими», то есть отно­ сящимися к Новгоро­ ду. Так было, напри­ мер, в селении Варзуга с изначально плотно заселенным восточ­ ным Никольским бе­ регом реки и лишь к середине XVI в. осво­ енным варзужанами западным берегом с построением там Успенской церкви. Нали­ чие русского монастыря в Кандалакше играло важную роль в деле утверждения Российской державы на северных рубежах. До первого разорения Кандалакшского (Кокуева) монасты­ ря в 1589 году монастырь еще сохранял наименование первона­ чального Порьегубского монастыря - Никольский. Об этом свидетельствуют посвящения монастырских церквей: «Н и к о ­ лы Чудотворца да два предела Петр и Павел, да Зосимы и Савва- тия Соловецких чудотворцев, да теплая церковь Рождество Пречистыя Богородицы...». Традиционно главным храмом, да­ ющим название монастырю или приходу, считался большой (летний) храм - в данном случае Никольский, трехпредельный. Что касается малопонятного названия Кокуев (Кокков) мо­ настырь, то истоки его следует искать во времена корельского доминирования на берегах Белого моря. Вся территория Каре­ лии, в том числе и Кольское побережье Белого моря, управлялась пятью именитыми родами корельскими - «детьми корельски- ми». Одной из знатных фамилий на Кольском Севере были по­ томки «боярина корельского» Васеля Кокуя. «Купчая», дати­ руемая 1447-1456 гг., сообщает об обширных его владениях на побережье Белого моря, завещанных его дочери Ховре Кокуе- Поморы на промысле. Скартиныхудожника Г.Такетта, 1880г. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz