Митрофан (Баданин, игумен; 1953-). История Кандалакшского монастыря / игум. Митрофан (Баданин). – Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2012. – 30, [2] с. : ил., портр. – (Святыни Кольского Севера ; кн. 3).

Кола и Порьягуба». (Жалованные грамоты / / Отечественные записки. 1829. С. 221). Указанные в грамоте поселения на Кольском полуострове имеют очевидную связь с Николо- Корельским монастырем преподоб­ ного Евфимия Корельского по при­ знаку посвящения храмов Николаю Чудотворцу. Это древний «Николь­ ский монастырь близь Варгава», предтеча Печенгского монастыря, Никольская часовня XV в. в Коле и Никольская церковь в Порьей губе, наследница Никольского Ко- куева монастыря. «В волостке [Порья-губа] церковь с трапезою Николы Чюдотворца поставлена новоцерковными деньгами, строение мирское, да у церквы ж поп Сава Исаков сын...» (Хару- зин. Приложение 2. С. 459). Именно из-за этой большой древности и преемственности монастырского духа Никольская церковь была «весьма почи­ таема на всем Кольском полуострове» (Ушаков И. Историко­ краеведческий словарь. С. 211). Тайны монастырских названий У силение к середине XVI в. влияния Московской державы на западных землях Кольского Севера (Кандалакша, Кола, Печенга) позволило преподобному Феодориту инициировать перенос Кокуева Никольского монастыря из уединенной губы Порьей в западном направлении, «на усть реки Нивы на наво­ лок», где уже правили царские «кондолошские таможенные целовальники». Экспансия русского населения по побережью Белого моря имела выраженное направление с востока на запад. Восточные Промысловое судно беломорских поморов. Рисунок серединыXIX в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz