Митрофан (Баданин, игумен). Икона Великого Князя : сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга / игум. Митрофан (Баданин) ; [подгот. ил.: Павел Карпов]. - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2011. -155 с.: ил., цв. ил., портр., факс.
РЕДКИЙ ОБРАЗЕЦ т своего отца-императора младший сын Великий Князь Михаил Алек сандрович унаследовал удивительную физическую силу, а от матери - неотразимое обаяние. Но главное, что дали ему родители, - это осно вополагающую жизненную установку: «верно хранить в душе своей святую веру и преданность Церкви как драгоценнейший залог блага народного». Все дети Александра III в полной мере реализовали в своих судьбах этот завет отца. Наиболее точно суть этого внутреннего истинно православного духовного стержня всей семьи Романовых выразил в своем дневнике старший сын императора, Нико лай Александрович: «Я имею твердую и полнуюуверенность, что судьба России, точ но также как судьба моя имоей семьи, находится в руках Бога, Который и поставил меня на мое место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только честно служить стране, управление ко торой Он мне вверил». Можно, конечно, немало преуспеть в поисках отличий в характерах двух бра тьев, пытаясь сослагательно моделировать варианты развития истории России и за бывая, что произошедшая катастрофа начала XX века есть неотвратимое наказание Божье за грех отступления народа нашего от веры предков. Если же осознать непре ложность этой истины, то первостепенную важность принимает для нас то общее, что, несомненно, объединяло сыновей Александра III, двух братьев Романовых, - это их глубокая, абсолютно органичная для русского человека и естественная, как ды хание, крепкая Православная вера. «Да будет Воля твоя, Господи! Не оставь нас в будущем, как Ты не оставлял нас в прошлом. Аминь».19 По словам графа С. Ю. Витте, если по уму и по образованию Михаил Алексан дрович и уступал брату, то «по характеру он пошел в отца». Впрочем, кто бы ни вы сказывал свое мнение о Михаиле Романове, при всем широчайшем политическом спектре авторов одно отмечается неизменно: «честность, прямота и несомненное благородство характера».20 «Любимец родных, однополчан-офицеров и бесчисленных друзей, он обладал замечательным методическим умом и мог бы выдвинуться на любом посту», - пи сал о нем Великий Князь Александр Михайлович. Ему вторит другой современник: «Я никогда в жизни не встречал человека, подобного ему, настолько неиспорчен- Великий Князь Михаил Александрович Братья Николай и Михаил Романовы. Фото ЦГАКФФД СПб - > 19 Наиболее характерное молитвенное воздыхание из дневника Александра III. 20 Набоков В. Д. Временное Правительство / / Архив русской революции. М., 1991. Т. 1. С. 22. 21 Цит. по: Пчелов Е. В. Романовы. История династии. С. 363. 22 Термин, введенн Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Люмпены - деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz