Митрофан (Баданин, игумен). Икона Великого Князя : сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга / игум. Митрофан (Баданин) ; [подгот. ил.: Павел Карпов]. - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2011. -155 с.: ил., цв. ил., портр., факс.

РЕДКИЙ ОБРАЗЕЦ т своего отца-императора младший сын Великий Князь Михаил Алек­ сандрович унаследовал удивительную физическую силу, а от матери - неотразимое обаяние. Но главное, что дали ему родители, - это осно­ вополагающую жизненную установку: «верно хранить в душе своей святую веру и преданность Церкви как драгоценнейший залог блага народного». Все дети Александра III в полной мере реализовали в своих судьбах этот завет отца. Наиболее точно суть этого внутреннего истинно православного духовного стержня всей семьи Романовых выразил в своем дневнике старший сын императора, Нико­ лай Александрович: «Я имею твердую и полнуюуверенность, что судьба России, точ­ но также как судьба моя имоей семьи, находится в руках Бога, Который и поставил меня на мое место. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда я не имел другой мысли, как только честно служить стране, управление ко­ торой Он мне вверил». Можно, конечно, немало преуспеть в поисках отличий в характерах двух бра­ тьев, пытаясь сослагательно моделировать варианты развития истории России и за­ бывая, что произошедшая катастрофа начала XX века есть неотвратимое наказание Божье за грех отступления народа нашего от веры предков. Если же осознать непре­ ложность этой истины, то первостепенную важность принимает для нас то общее, что, несомненно, объединяло сыновей Александра III, двух братьев Романовых, - это их глубокая, абсолютно органичная для русского человека и естественная, как ды­ хание, крепкая Православная вера. «Да будет Воля твоя, Господи! Не оставь нас в будущем, как Ты не оставлял нас в прошлом. Аминь».19 По словам графа С. Ю. Витте, если по уму и по образованию Михаил Алексан­ дрович и уступал брату, то «по характеру он пошел в отца». Впрочем, кто бы ни вы­ сказывал свое мнение о Михаиле Романове, при всем широчайшем политическом спектре авторов одно отмечается неизменно: «честность, прямота и несомненное благородство характера».20 «Любимец родных, однополчан-офицеров и бесчисленных друзей, он обладал замечательным методическим умом и мог бы выдвинуться на любом посту», - пи­ сал о нем Великий Князь Александр Михайлович. Ему вторит другой современник: «Я никогда в жизни не встречал человека, подобного ему, настолько неиспорчен- Великий Князь Михаил Александрович Братья Николай и Михаил Романовы. Фото ЦГАКФФД СПб - > 19 Наиболее характерное молитвенное воздыхание из дневника Александра III. 20 Набоков В. Д. Временное Правительство / / Архив русской революции. М., 1991. Т. 1. С. 22. 21 Цит. по: Пчелов Е. В. Романовы. История династии. С. 363. 22 Термин, введенн Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Люмпены - деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz