Митрофан (Баданин, игумен). Икона Великого Князя : сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга / игум. Митрофан (Баданин) ; [подгот. ил.: Павел Карпов]. - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2011. -155 с.: ил., цв. ил., портр., факс.

ГОНЕНИЕ НА ИКОНУ осле 1917 года в Площанской пустыни, где началась история нашей иконы, была организована коммуна «Пчела». Монастырь был практи­ чески ликвидирован в 1921 году, но церковные службы все еще слу­ жились до 1924 года. В 1924 году губернские власти приступили к ме­ роприятиям по разоблачению «обмана монастырских церковников» по почитанию могил монастырских старцев и чудотворной Площанской иконы. Доклад о работе «разоблачительной» комиссии рассматривался на XI Брянской губернской конференции 18 ноября 1924 года. На митинге в клубе было вынесено по­ становление: «Приветствовать представителей губкомиссии за вскрытие мощей и рас­ крытие всей жизнимонастыря и просить членов комиссии окончательно ликвидировать монастырь...» К уголовной ответственности за обман народа при почитании чудотворной Площанской иконы был привлечен настоятель монастыря игумен Никодим (Спи­ ридонов). В январе 1925 года ему было предъявлено обвинительное заключение: «Бывшего игумена Площанского монастыря Никодима Спиридонова привлечь по настоящему делу в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение в том, что, находясь в Площанском монастыре с детства и безотлучно с 1894 года по день за­ крытия его и зная цель легендарных слухов о... чудотворной иконе и проч. досто­ примечательностях монастыря, распространяемых как администрацией, так и монахами указанного монастыря, в бытность свою с 1915 года и до ноября 1924 года игуменом этого монастыря, с целью извлечения средств и разных выгод для монастыря, а также пользуясь суеверием и религиозными предрассудками части окрестного крестьянского населения, разрешал совершать и сам совершал обман­ ные действия... перед так называемой чудотворной иконой и прочими достоприме­ чательностями монастыря, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 120 УК». Игумен Никодим был приговорен к шестимесячному тюремному заключению. В те годы сроки были еще невелики. Спустя семь лет, в 1932 году, тридцать площанских монахов, разошедшихся по окрестным деревням, были отысканы и арестованы ГПУ. Все насельники пусты­ ни были репрессированы и получили сроки. Те же из них, кто дожил в заключении до осени 1937 года, были расстреляны в сталинских лагерях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz