Митрофан (Баданин, игумен). Икона Великого Князя : сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга / игум. Митрофан (Баданин) ; [подгот. ил.: Павел Карпов]. - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2011. -155 с.: ил., цв. ил., портр., факс.

ПАСХА 1918 ГОДА 121 Пермский Госархив новейшей истории и общественно- политических движений. Ф. 90. Оп. 2. Д. Г-19. Л. 52-53. 122 Из донесения немецкого дипломата в Берлин от 15.06.1918 года. Государственный архив, Лондон. PRO/GFM 6/139 А29471. 123 Из протокола допроса Р. М. Нахмана, почетного гражданина г. Чита. «1919 года, декабря 12 дня, судебный следователь по особо важным делам при Омском окружном суде Н. А. Соколов в г. Чита допрашивал нижепоименованного в качестве свидетеля». асхальные торжества, происходившие в Перми весной 1918 года, во мно­ гом определили трагическую развязку с пребыванием в ссылке Михаила Александровича. Очевидная любовь Михаила Александровича к церков­ ным службам, на фоне желания православного люда выразить сочувствие и «верноподданнические настроения» гонимому «Его Императорскому Высочеству», накалило атмосферу в Перми и крайне озлобило большевистские власти. Пермский архив сохранил донесения того времени большевистским властям города обо все возрастающей популярности Великого Князя среди жителей Перми. «...B городе стали распространяться слухи, главным образом среди мещан, буржуа­ зии и солдат... о том, что не худо бы вновь на престол пригласить Михаила. Ста­ ли всячески говорить о его полководческом искусстве и тесных связях с буржуазией. Было ясно, что буржуазия готовится встать под знамя Михаила. Держать в такой обстановке Михаила стало невозможно...»121 О том же свидетельствовали и дипломатические донесения, отмечавшие не­ обычайную «популярность Михаила и историю о том, как жители Перми засыпали Михаила пасхальными подарками».122 «Население города Перми, как мне удалось это заметить, пока я там был, от­ носилось к Михаилу Александровичу прекрасно. Он принужден был ходить преиму­ щественно по вечерам: иначе его окружал народ и открыто выражал ему свое сочувс­ твие. Провизией его затаскивали: почти каждый день у него в номере была в банке свежая стерлядь. Великий Князь с прислугой занимал в Королевских номерах четыре номера».123 9 мая 1918 года состоялся торжественный общегородской Крестный ход во главе с правящим архиереем, архиепископом Пермским Андроником (Никольским). В этом величественном шествии участвовали многие тысячи людей. Развевались многочис­ ленные хоругви, всем народом пелись пасхальные ирмосы, священники призывали к объединению верующих у Креста распятого Христа. ВКрестном ходе принял участие и Михаил Александрович со своим окружением. Это было подлинное торжество Право­ славия. Архиепископ Андроник, напутствуя расходящиеся по своим храмам приходские крестные ходы, говорил, что «враги христианства восстали на ЦерковьХристову, аимен­ но в Церкви - все наши устои, сохраняющие от развала и уничтожения нашу нацию».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz