Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
энергичной братии от Феодорита) монастырская жизнь, к сожалению, перемещается из пустынных, «созерцатель ных» мест у реки Маны в устье Печенги. В эту удобную корабельную гавань, где, как свидетельствуют историки, образовался один из главных центров торговли на Севере России * , ив котором, как с иронией замечают исследова тели, «как-то уж очень мирно уживаются монашеские под виги с широкими коммерческими операциями, и даже с иноземными купцами»2. Да, это была совсем иная жизнь, нужно было осваивать новые земли, места лова зверей и рыбы, много строить, торговать... Но в глубине души многие из тех духовных чад свято го старца Феодорита, монахов пустынного Свято-Троиц- кого Кольского монастыря, все глубже осознавали всю тяжесть греха, содеянного ими по наущению бесовскому, всю горечь случившегося с ними падения... И тогда при ходило ощущение, что неизбежен гнев Божий и что мно гим придется испить горькую чашу искупления греха. «Грядет беда на обитель. И многие будут замучены от ос трия меча...»3 Что касается судьбы самих строений Свято-Троицкого Кольского монастыря, то, как справедливо говорят в наро де, «свято место пусто не бывает». Голландский путеше ственник Симон ван Салинген в своих записках «О земле 1«По весьма убедительным данным (Громыко М. М. Русско-нидерлан- дская торговля на Мурманском берегу в XVI веке. М., 1960. - Прим. И. Ш.), в 50-60-х годах XVI века главными центрами русской внеш ней торговли на Мурмане были Печенга и Кегор (гавань на Рыбачь ем полуострове. - Прим. И. Ж )» (Шаскольский И. П. О возникнове нии Колы. М., 1962. С. 277). 2Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII вв. Пермь, 1927. С. 29. 3Житие прп. Трифона. С. 97-98. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz