Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

ли привлекать в них уже не только тех, кто искал хрис­ тианского максимализма » 1. В некоторых исследованиях чувствуется скрытый сарказм касательно поведения Феодорита в этой ситу­ ации: «Что же это он испугался? Победил его «змий древний»? Куда же это он ушел и какой же он тогда подвижник»? Нет, конечно, Феодорит - истинный под­ вижник и воин Христов, да и ушел-то он, как выясня­ ется, совсем недалеко. Но об этом чуть позже. А пока что: «Слава Богу за все! И на все воля Господня» - мес­ тные Усть-Кольские и Туломские лопари им крещены, поставлены церкви, есть священник... И самое главное то, что он передает все - и братию свою, и кочующих лопарей в надежные руки, другому великому подвиж­ нику - Трифону Печенгскому. Братия же Кольского монастыря, оставшись без духов­ ного окормления, весьма недолго задержалась на этом месте и вскоре, забрав антиминсы, имущество, иконы и книги, в том числе и труды Феодорита, перебралась из Колы на древнее монастырское место в устье реки Печен- ги. Это то место, где размещался Никольский-на-Печенге монастырь до его разорения шведами в 1537 году. Однако следует заметить, что иноки Кольского монастыря не вос­ становили его историческое название, поскольку сознава­ ли себя по-прежнему монахами Свято-Троицкого монасты­ ря, несмотря на отсутствие его строителя - Феодорита. Поэтому-то большинство исследователей прошлого и называют годом основания Свято-Троицкого монастыря, 1Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия. Репринт. М., 1993. С. 256. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz