Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
преподобным Максимом, поскольку данный каждым монахом при постриге обет нестяжания все же не дол жен терять свою силу, если даже монахи и собрались под одной крышей для совместных подвигов. О том, что стало твориться в монастырях к 1551 году, к Стоглавому собору (это как раз время событий в Коле), говорят решения Собора, запрещающие совместное про живание в монастырях монахов с монахинями, с други ми женщинами, пьянство и приемы гостей по келиям, запрещающие особые платы за постриг, покупку житель ства в монастыре, отдание казны монастырской под про центы, продажу духовных званий, обильное и изыскан ное отдельное питание монастырскому начальству и так далее и тому подобное1. Иоанн Грозный с горечью пи сал: «Ведь по всем монастырям сперва начальники уста новили крепкое житие, да впоследствии разорили его любострастные»2. Чтобы закончить эту тему, хочется добавить, что по добная беда вторжения духа мира сего в сферу мира цер ковного, где «Христос есть мир наш» (Еф. 2,14), - вов се не наша национальная проблема. И древние монас тыри Востока , идеями которых так дорожил Нил Сорский, создавая свой Устав, в пору своего расцвета также, увы, заболели этой болезнью: «Победа монаше ства оказалась вредной для него самого: с начала VII века наблюдаются признаки несомненного упадка. Монастыри разбогатели, привилегии всякого рода ста 1См.: Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 255-261. 2 Письмо Иоанна IV игумену Косьме / / Акты истории. Т. 1. № 204. С. 377. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz