Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
«осифляне», «стяжатели», отвергнувшие устав Нила Сор- ского и отстаивающие необходимость монастырских вот чин, крепостного труда, оброков, поборов и тому подоб ного, оказались пленниками лукавой идеи: «Монастырь должен быть богатым, а монахи бедными»*. Но разве че ловек так крепок духом, что может специально искушать себя соблазном? Это все равно, что поселить бездомную блудницу в свою келию (дело благое - бездомная ведь), а потом удивляться, почему сам впал в блуд. Схожие аргументы находим у прп. Максима Грека в его знаменитом «Диалоге...» между «любостяжатель- ным» и «нестяжательным» монахами. «Мы не заслужи ваем никакого осуждения за то, что приобретаем име ния и владеем землями и селами. Ни у кого из нас нет ничего своего, - говорит “любостяжательный”. - И ни кому из нас не позволено ничего взять себе, но все при надлежит монастырю. Поэтому мы справедливо назы ваемся нестяжательными, ибо никто из нас не имеет ничего собственного, но все у нас - общее всем». «Не- стяжатель» отвечает: «Говоришь ты мне нечто смешное. Это нисколько не отличается от того, как если бы мно гие жили с одной блудницей и, в случае укоризны за это, каждый стал бы говорить: я вовсе не грешу, ибо она есть одинаково общее достояние всех. Или если бы кто вы шел на разбой в шайке и произвел вместе с другими гра беж, а потом схваченный и под пыткой стал бы гово рить: я совсем невиновен, я ничего не взял, все награб ленное осталось у других»2. Трудно не согласиться с 1См. об этом: Тальберг Н. История русской церкви. М., 1997. С. 266. 2Цит. по: Карташов. Т. 1. С. 467. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz