Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

которым ведет вас игумен. Никто из человеков не может вытерпеть этот его Устав. Как это можно без имений жить и только своими руками хлеб добывать ?» Когда же Феодорит ввел из Устава Зосимы и Савватия Соловецких правило: «Не только женам, а и скоту женского полу не бывать в обители» \ после этого « сложившиеся с диаво- лом» эти монахи «в неистовстве хватают старца святого и бьют нещадно, и не только из монастыря извлачают, но и от страны той изгоняют, как врага некоего». Это то, что касается непосредственных исполнителей воли невиди­ мого режиссера этой трагедии. Относительно же оценки этих событий в историчес­ ком, общецерковном плане надо признать - налицо все та же проблема, то же разделение, произошедшее в церков­ ной жизни между исповеданием духа подлинного подвиж­ ничества, истинного монашества и «духом мира века сего». Вспомним, Феодорит, возвращаясь из Новгорода, имеет «немало серебра». А это уже неизбежно притягивает и «дух мира». И, действительно, с ним приходят сюда на Колу и упомянутые «некоторые другие». Кто они и что искали в этой далекой стране? Конечно же, увы, были среди них монахи и послушники, знающие «иной порядок», уже уко­ ренившийся во многих монастырях того времени. Нам сейчас даже и не верится, что до такой степени могла извратиться идея монашеской жизни к пятидеся­ тым годам XVI века. Победившие в 1503 году на Соборе 1 «Женщины и по хозяйственным делам, и как богомольцы вхожи были в стены монастыря, но соблазн греха был распространен в Древней Руси и в еще худшей форме. По-видимому, азиатские нра­ вы татарской неволи очень усилили на Руси противоестественный порок» (Карташов. Т. 1. С. 406). 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz