Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

МЕСТЬ БЕСОВСКАЯ Ну да вернемся в монастырь к Феодориту, к событи­ ям наиважнейшим, к событиям, которые станут ключе­ выми, определяющими дальнейшую судьбу многих их участников как в жизни земной, так и в небесной. Год этих событий, по-Курбскому, можно определить достаточно точно - это голодный 1548 год К Вот в этом-то году «князь века сего» и дал решительный бой святому старцу Феодориту. Каждый подвижник, дерзнувший посягнуть на эти по­ луночные земли, на которых испокон веку безраздельно властвовали силы зла и тьмы, неизбежно должен быть все­ гда готов вступить в этот бой и выстоять в этом испытании. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли про­ тивостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6,13). Преподобный Трифон, например, прошел через эту злобу бесовскую в лице страшно восставших на него лопа- рей-нойдов, кебунов-колдунов, не только неоднократно из­ бивавших его, но и пытавшихся сжить со света колдов­ ством, натравливая диких зверей, волков и медведей, под­ мешивая отравленные зелия, и прочие «неисповедимые делая ему пакости, таская за власы и о землю кидая»2 и тому подобное творя3. 1«...Некоторые обстоятельства наводят на мысль, что бунт монахов случился... скорее всего, в 1547 или 1548 годах. 1547 год был на Се­ вере голодным. Даже состоятельные варзужане в эти годы закла­ дывали Соловецкому монастырю свои угодья, чтобы прокормиться (См.: СМПИКП. JL, 1930. № 3. - Прим. И. У)» (Феодорит, крести­ тель лопи. С. 154). 2Житие прп. Трифона. С. 99. 3 Все это хорошо сохранилось в преданиях лопарских погостов Ма- сельги, Нотозера, Сонгелы: «...Лопари не хотели принимать святое 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz