Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
ставителей саамского народа проживает сейчас на Кольс ком полуострове России. Не касаясь даже «неисповедимос- ти путей Господних», что можно сказать автору, дабы не получилось, что «глупство видится им, еже о духовном глаго лемое...»! Да, действительно, сейчас на постсоветском Коль ском Севере числится порядка 2000 саамов, и удивительным является, что они все же уцелели в предшествующие годы «коммунистических экспериментов». Но мы-то рассматри ваем события едва ли не пятисотлетней давности. Что касается попыток историков определить числен ность лопарей, обитавших на той громадной территории Севера России в столь давние времена, думается, эта зада ча достоверно не решена. Опираться же на «писцовые кни ги» при подсчете численности кочевых народов (учитывая удивительную способность лопарей прятаться как от «ли хих людей», так и от данщиков) надо очень осторожно. Кроме того, у лопарей существовал магический запрет на любые подсчеты населения, так как, по их верованию, это неизбежно приводит к многочисленным смертям*. Если же всего этого не учитывать, то станет совершенно непо нятным, откуда сейчас в Швеции живет 18 тысяч лопарей, а в Норвегии - 40 (!) тысяч2. Не значит ли это, что большая часть из них - это наши, русские лопари? Тем более, если учесть, что центр саамской культуры этих «40 тысяч лопа рей» как раз находится в Нейдене (Норвегия), у часовни святого Георгия, срубленной самим преподобным Трифо ном. Нейден же - это наш бывший Нявдемский приход, который до самой революции надежно окормлялся наши ми российскими священниками. 1Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 341. 2Энциклопедия: Народы и религии мира. М., 1998. С. 463. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz