Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

ставителей саамского народа проживает сейчас на Кольс­ ком полуострове России. Не касаясь даже «неисповедимос- ти путей Господних», что можно сказать автору, дабы не получилось, что «глупство видится им, еже о духовном глаго­ лемое...»! Да, действительно, сейчас на постсоветском Коль­ ском Севере числится порядка 2000 саамов, и удивительным является, что они все же уцелели в предшествующие годы «коммунистических экспериментов». Но мы-то рассматри­ ваем события едва ли не пятисотлетней давности. Что касается попыток историков определить числен­ ность лопарей, обитавших на той громадной территории Севера России в столь давние времена, думается, эта зада­ ча достоверно не решена. Опираться же на «писцовые кни­ ги» при подсчете численности кочевых народов (учитывая удивительную способность лопарей прятаться как от «ли­ хих людей», так и от данщиков) надо очень осторожно. Кроме того, у лопарей существовал магический запрет на любые подсчеты населения, так как, по их верованию, это неизбежно приводит к многочисленным смертям*. Если же всего этого не учитывать, то станет совершенно непо­ нятным, откуда сейчас в Швеции живет 18 тысяч лопарей, а в Норвегии - 40 (!) тысяч2. Не значит ли это, что большая часть из них - это наши, русские лопари? Тем более, если учесть, что центр саамской культуры этих «40 тысяч лопа­ рей» как раз находится в Нейдене (Норвегия), у часовни святого Георгия, срубленной самим преподобным Трифо­ ном. Нейден же - это наш бывший Нявдемский приход, который до самой революции надежно окормлялся наши­ ми российскими священниками. 1Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 341. 2Энциклопедия: Народы и религии мира. М., 1998. С. 463. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz