Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Сло­ во Божие с дерзновением» (Деян. 4; 31). Курбский неоднократно подчеркивает необыкновен­ ные духовные дарования старца и способности чудотво- рений, оговаривая, что все это « воистину не только от достоверных мужей слышах, но и очима видях и над самим собою искусив, и многие бывшие со мной благодеяния от его святыни приключились, понеже исповедник он мне был и премногу зело любовь ко мне имел». Мы уже касались того, что столь желательное для жи­ тия описание подробностей самих фактов чудотворений Курбский сознательно опускает, объясняя это краткостью задуманной «Истории...» и нежеланием говорить о столь «небесных » вещах с людьми, не готовыми их воспринять. «Кто знает, - пишет Курбский, - Бог даст, и найду я здесь (в Литве) духовных мужей, желающих узнать подробно об отце моем и родителе духовном». А здесь же «живущие в гру­ бости люди, в духовных делах неискусны, да к тому же и ма­ ловеры». Как говорит апостол: «Живущие по плоти о плотс­ ком помышляют, аживущие по духу - о духовном» (Рим. 8, 5). Надо сказать, что со временем горечь слов Курбского своей актуальности не утратила. Некоторые исследователи, как можно заметить, весьма скептически относятся даже к столь редким подобным « духовным» местам в рассказе Кур­ бского, расценивая их не иначе, как авторскую фантазию. Так, например, об этой цифре крещения единовременно двух тысяч лопарей отзываются как об «агиографическом пре­ увеличении» ‘.При этом приводится довод, что столько пред­ 1См., например: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвиж­ ников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 123-124; Калугин. С. 196. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz