Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Сло во Божие с дерзновением» (Деян. 4; 31). Курбский неоднократно подчеркивает необыкновен ные духовные дарования старца и способности чудотво- рений, оговаривая, что все это « воистину не только от достоверных мужей слышах, но и очима видях и над самим собою искусив, и многие бывшие со мной благодеяния от его святыни приключились, понеже исповедник он мне был и премногу зело любовь ко мне имел». Мы уже касались того, что столь желательное для жи тия описание подробностей самих фактов чудотворений Курбский сознательно опускает, объясняя это краткостью задуманной «Истории...» и нежеланием говорить о столь «небесных » вещах с людьми, не готовыми их воспринять. «Кто знает, - пишет Курбский, - Бог даст, и найду я здесь (в Литве) духовных мужей, желающих узнать подробно об отце моем и родителе духовном». А здесь же «живущие в гру бости люди, в духовных делах неискусны, да к тому же и ма ловеры». Как говорит апостол: «Живущие по плоти о плотс ком помышляют, аживущие по духу - о духовном» (Рим. 8, 5). Надо сказать, что со временем горечь слов Курбского своей актуальности не утратила. Некоторые исследователи, как можно заметить, весьма скептически относятся даже к столь редким подобным « духовным» местам в рассказе Кур бского, расценивая их не иначе, как авторскую фантазию. Так, например, об этой цифре крещения единовременно двух тысяч лопарей отзываются как об «агиографическом пре увеличении» ‘.При этом приводится довод, что столько пред 1См., например: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвиж ников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 123-124; Калугин. С. 196. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz