Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

духовенства. В XV-XVI веках кандидата на «приходские батюшки» в абсолютном большинстве случаев избирали из своей, приходской, крестьянской среды. Избранный на должность священника после утверждения на деревенс­ ком сходе направлялся с ходатайством к архиерею для принятия решения о рукоположении ‘. Что касается Феодорита, то хотя Курбский прямо и не говорит о том, что он происходил из крещеных евреев, но ту самую, весьма характерную фразу, которой поприветство­ вал молодого Феодорита преподобныйАлександр Свирский, приводит с редкой дословностью: «Вот сын Авраамов при­ шел к нам, Феодорит диакон». Сын Авраамов - это значит иудей2. «Мы - семя Авраамово...» (Ин. 8, 33) - так гордо на­ зывали себя иудеи. «Отец наш есть Авраам» (Ин. 8, 39). В этой связи становится понятной и весьма харак­ терная мирская фамилия «русского философа Федора» (Феодорита) - Жиденов. Очевидно, что фамилия эта про­ изошла от слова жид, жидовин, что на древнеславянс­ ком означало - иудей, еврей3. Фамилии людей в те вре­ мена получались из даваемых их предкам прозвищ. Так, например, знаменитый род Палицыных начинался от 1«Прихожане избирают священников и диаконов жития нравствен­ ного и грамотных: кто из них читает или пишет худо, того отсылать в училище...» (Карамзин. Т. 9. С. 234). 2Конечно, можно возразить, что каждый христианин духовно насле­ дует сыновство «Аврааму, Исааку и Якову», и «что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9), но, думается, все же прп. Александр в своем приветствии имел в виду не эти бого­ словские тонкости. 3Прот. Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 185. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Словарь. - Прим. ред.) 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz