Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

самим Трифоном Печенгским \ Равно как и создание ло­ парской письменности, и крещение Феодоритом единовре­ менно 2000 лопарей - «единого дня крестишася яко две тыся­ чи соженами и детьми», описанное Курбским, предание так­ же прочно связывает с преподобным Трифоном. «СЫН АВРААМОВ» Это прямо-таки мистическое слияние Феодорита и Трифона, а точнее сказать, «растворение» деяний Феодо­ рита в лопарских преданиях о Трифоне, становится все более очевидным и многое может нам прояснить. Так, например, наиболее добросовестный исследователь ло­ парских преданий и патриот наших северных краев, рус­ ский консул в Норвегии Д. Н. Островский (XIX век), опи­ раясь на материалы норвежских архивов, а также на мне­ ние профессора Я. А. Фрийса (Норвегия), сообщал, что Трифона Печенгского считали, с одной стороны, сыном священника родом близ Торжка, а с другой, сохранилось предание, что он был из крещеных евреев2. Кстати, если всмотреться в иконографию образа Трифона, созданную в конце XIX века, то становится очевидным, что авторы иконы это предание учитывали. Но следует признать, что сын священника и креще­ ный еврей в то время - явления взаимоисключающие. Среди монашества могли быть евреи, но не среди белого 1См.: Свящ. Смирнов. Обозрение Кольского уезда / / Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 15. С. 209. 2«Сын крещеного еврея, преподобный Трифон чудотворец» (В. Со­ ловьев. Первобытное язычество, его живые и мертвые останки / / Русское обозрение. СПб., 1890. Т. 5. С. 302); см. также: Friis J. А. Kiostrte i Petschenga Skildringer fra Russisk Lapland. Kristiania, 1884. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz