Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

лопарскую азбуку и создал письменность, является весь­ ма устойчивым в истории 1. Таким образом, многих язычников «оглашает к пути спасенному » и просвещает их святым крещением. И, бо­ лее того, по словам Курбского, многие из новокрещае- мых лопарей имеют большую тягу к монашескому жи­ тию, хорошо чувствуют пути стяжания благодати Хрис­ товой и сердцем усваивают истины христианского учения. В течение нескольких лет монастырь являлся цент­ ром христианского просвещения в этом районе Лаплан­ дии, и «распространилась во всем том народе проповедь Евангельская». Надо полагать, что Феодорит в своем мо­ настыре на реке Коле, действительно, ввел служение на лопарском языке, поскольку основная масса братии со­ стояла из лопарей, ибо «множество от них монашеское житие возлюбили, за благодатию Христа нашего и за Того Священными учении». Теперь о месте построения монастыря и его Троицкой церкви. Место это - ныне не существующий мыс. «Река Кола впадала прежде в губу, протекая между северным краем города и низменным мысом, выдававшимся от вос­ точного берега губы, на коем стоял древний монастырь Святой Троицы»2. В XVIII веке, около 1750 года, мыс этот превратился в Монастырский остров в устье реки Колы3. Тогда Кола в своем устье изменила русло и образовался остров, который постепенно стал сливаться с материковым 1 См., например: «Узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них письмена...» (Карамзин. Т. 9. С. 138). 2Рейнеке. С. 2. 3Там же. С. 2, а также: Козьмин Н. Распространение Христианства сре­ ди лопарей / / Архангельские епархиальные ведомости. 1900. С. 74. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz