Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
лопарскую азбуку и создал письменность, является весь ма устойчивым в истории 1. Таким образом, многих язычников «оглашает к пути спасенному » и просвещает их святым крещением. И, бо лее того, по словам Курбского, многие из новокрещае- мых лопарей имеют большую тягу к монашескому жи тию, хорошо чувствуют пути стяжания благодати Хрис товой и сердцем усваивают истины христианского учения. В течение нескольких лет монастырь являлся цент ром христианского просвещения в этом районе Лаплан дии, и «распространилась во всем том народе проповедь Евангельская». Надо полагать, что Феодорит в своем мо настыре на реке Коле, действительно, ввел служение на лопарском языке, поскольку основная масса братии со стояла из лопарей, ибо «множество от них монашеское житие возлюбили, за благодатию Христа нашего и за Того Священными учении». Теперь о месте построения монастыря и его Троицкой церкви. Место это - ныне не существующий мыс. «Река Кола впадала прежде в губу, протекая между северным краем города и низменным мысом, выдававшимся от вос точного берега губы, на коем стоял древний монастырь Святой Троицы»2. В XVIII веке, около 1750 года, мыс этот превратился в Монастырский остров в устье реки Колы3. Тогда Кола в своем устье изменила русло и образовался остров, который постепенно стал сливаться с материковым 1 См., например: «Узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них письмена...» (Карамзин. Т. 9. С. 138). 2Рейнеке. С. 2. 3Там же. С. 2, а также: Козьмин Н. Распространение Христианства сре ди лопарей / / Архангельские епархиальные ведомости. 1900. С. 74. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz