Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

«Петропавловский монастырь на Стейнхольмене (Ка­ менном острове) у Мальмуса (Колы) был предположи­ тельно основан в 1529 году»1. Надо признать, что и эта дата также может быть принята за год основания Свято- Троицкого (впоследствии Петропавловского) монасты­ ря на мысу (впоследствии острове) в устье Колы. Все дело в том, что где-то в это время Феодорит должен был по­ строить себе здесь скит в последние годы своего север­ ного пустынножительства. Потребность в таком ските очевидна. Феодорит приступил к проповеди и оглаше­ нию кольских лопарей, строительству здесь двух церк­ вей (Благовещенской и Никольской) и, наконец, завер­ шил свой труд первыми крещениями лопарских семей в Коле-реке зимой 1532 года. Так что, надо полагать, именно сюда и вернулся он «с некоторыми другими», приступая к строительству монас­ тыря. И именно здесь поставил он « церковь во имя Пребезна- чальной Троицы и, собрав братию, дал им устав». Устав этот, травило священное », с одной стороны, предусматривает принципы общежительного монастыря (киновии), а с дру­ гой - полное « нестяжательное жительство» и добывание пищи только своими руками. Как учит апостол Павел:« Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3,10) и чтобы «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Цеян. 20, 34). К этому времени Феодорит уже в совершенстве знает лопарский язык («искусенуже был языку их»), до такой сте­ пени, что обучает лопарей Писанию, а также осуществ­ ляет перевод основных молитв с церковнославянского на лопарский язык. Мнение о том, что Феодорит изобрел 1Часовня святого Георгия. С. 6. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz