Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Лопарским книгам канонархаша, певцы же всяко пение Лопарски возглашаху» К «И там во трудах духовных подвизался вкупе около че­ тырех лет». Это, значит, приблизительно до 1540 года. КОЛЬСКАЯ ОБИТЕЛЬ С самого начала своего служения на Новгородской кафедре святитель Макарий проводит настойчивую рабо­ ту по материальному и духовному возрождению монас­ тырей Новгородской епархии. Владыка обращается с по­ сланием к Великому князю, прося о поддержке и призы­ вая «показать ревность о новгородских обителях»2. Сохранилась грамота, данная Макарием Новгородскому Духовскому монастырю, в которой предписывается не­ укоснительное совершение богослужений, поминовение вкладчиков, обязательное наличие игумена и строгое по­ слушание ему со стороны братии. Безусловно, «такие же грамоты посланы были и в другие монастыри»3. Надо полагать, что подобные наставления получил и Феодорит, когда, покинув своих друзей «заволжцев» и приняв «от богатых некоторых немало серебра в воздая­ ние Господу», уже не один, а «с некоторыми другими» он вновь отправляется на Крайний Север в район Колы. Это происходит около 1540 года, и здесь, «на устье предречен­ ной Колы реки созидает монастырь». Норвежские источ­ ники называют иную дату основания кольской обители: 1Цитата из Жития свт. Стефана Пермского с соответствующей заме­ ной слова «Пермский» на слово «Лопарский». 2Архим. Макарий (Веретенников). Макарий, Митрополит Московс­ кий и всея Руси. М., 1996. С. 9. 3 Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1887. С. 44. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz