Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Лопарским книгам канонархаша, певцы же всяко пение Лопарски возглашаху» К «И там во трудах духовных подвизался вкупе около че тырех лет». Это, значит, приблизительно до 1540 года. КОЛЬСКАЯ ОБИТЕЛЬ С самого начала своего служения на Новгородской кафедре святитель Макарий проводит настойчивую рабо ту по материальному и духовному возрождению монас тырей Новгородской епархии. Владыка обращается с по сланием к Великому князю, прося о поддержке и призы вая «показать ревность о новгородских обителях»2. Сохранилась грамота, данная Макарием Новгородскому Духовскому монастырю, в которой предписывается не укоснительное совершение богослужений, поминовение вкладчиков, обязательное наличие игумена и строгое по слушание ему со стороны братии. Безусловно, «такие же грамоты посланы были и в другие монастыри»3. Надо полагать, что подобные наставления получил и Феодорит, когда, покинув своих друзей «заволжцев» и приняв «от богатых некоторых немало серебра в воздая ние Господу», уже не один, а «с некоторыми другими» он вновь отправляется на Крайний Север в район Колы. Это происходит около 1540 года, и здесь, «на устье предречен ной Колы реки созидает монастырь». Норвежские источ ники называют иную дату основания кольской обители: 1Цитата из Жития свт. Стефана Пермского с соответствующей заме ной слова «Пермский» на слово «Лопарский». 2Архим. Макарий (Веретенников). Макарий, Митрополит Московс кий и всея Руси. М., 1996. С. 9. 3 Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1887. С. 44. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz