Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
призывал его для совета как по церковному устройству, так и для бесед на духовные темы: «его царь зело любяше и многажды беседоваше, поучался от него». Сохранилось несколько посланий Артемия к царю, написанных им в пустыни во исполнение царского повеления: писать ему «о Божиих заповедях и отеческих преданиях и о благах человеческих » 1. В лице Артемия Феодорит нашел стойкого последо вателя столь любезного ему нестяжательства и пустын ножительства, человека близкого ему по духу, по пытли вости ума, по образованности. Эта их дружба и совмест ные духовные подвиги в Белозерской Порфириевой пустыни (в истории известной также как «Артемиевой») позже на Соборе 1554 года лягут в основу обвинения Фе одорита в «ереси». Время прихода Артемия в Порфириеву пустынь из вестно точно - 1536 год. Надо полагать, что и Феодорит приблизительно в это же время присоединился к отшель никам этих суровых скитов, где они могли «в безутеш ном месте глаголемыя Порфириевы пустыни плакатись грех своих...»2. Кроме того, думается, была еще одна важная для Фе одорита причина такого уединения - именно здесь Фео дорит трудился над созданием лопарской письменности, над переводом богослужебных текстов. И вновь, следуя за святителем Стефаном, серьезно готовился ко второму этапу просвещения народа лопарского: дабы и в его цер квях «попы Лопарским языком служаху, канонархи по 1Русская Историческая Библиотека. СПб., 1878. Т. 4. С. 1440. 2 Строев П. М. Каталог славянско-российских рукописей, принадле жащих И. Н. Царскому. М., 1836. С. 11. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz