Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

призывал его для совета как по церковному устройству, так и для бесед на духовные темы: «его царь зело любяше и многажды беседоваше, поучался от него». Сохранилось несколько посланий Артемия к царю, написанных им в пустыни во исполнение царского повеления: писать ему «о Божиих заповедях и отеческих преданиях и о благах человеческих » 1. В лице Артемия Феодорит нашел стойкого последо­ вателя столь любезного ему нестяжательства и пустын­ ножительства, человека близкого ему по духу, по пытли­ вости ума, по образованности. Эта их дружба и совмест­ ные духовные подвиги в Белозерской Порфириевой пустыни (в истории известной также как «Артемиевой») позже на Соборе 1554 года лягут в основу обвинения Фе­ одорита в «ереси». Время прихода Артемия в Порфириеву пустынь из­ вестно точно - 1536 год. Надо полагать, что и Феодорит приблизительно в это же время присоединился к отшель­ никам этих суровых скитов, где они могли «в безутеш­ ном месте глаголемыя Порфириевы пустыни плакатись грех своих...»2. Кроме того, думается, была еще одна важная для Фе­ одорита причина такого уединения - именно здесь Фео­ дорит трудился над созданием лопарской письменности, над переводом богослужебных текстов. И вновь, следуя за святителем Стефаном, серьезно готовился ко второму этапу просвещения народа лопарского: дабы и в его цер­ квях «попы Лопарским языком служаху, канонархи по 1Русская Историческая Библиотека. СПб., 1878. Т. 4. С. 1440. 2 Строев П. М. Каталог славянско-российских рукописей, принадле­ жащих И. Н. Царскому. М., 1836. С. 11. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz