Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
еще более укрепило его в осознании той особой значимо сти для России успешно начатой им православной мис сии на Крайнем Севере. Владыка, надо думать, делился со своим духовником беспокойством о том, что то страш ное, «реформаторское» отступление от истинной веры, которое с 1517 года поразило уже пол-Европы, теперь уг рожает России и «от тамо близких стран люторския и калвинския ереси» эти вплотную подступили к нашим северным пределам. Феодорит не скрывает от Святите ля, что собирается вновь в «полунощную страну », ибо хо рошо понимает, что только создание крепких северных монастырей поставит надежный заслон этой экспансии и закрепит за Россией «вечно спорные» земли «у Студе ного моря, на Мурманьском рубежу». Но это будет позже. А пока, взяв благословение у владыки Макария, Феодорит скрывается в «заволжских пустынях», дабы собраться с силами и укрепиться духом. Именно в этот период в течение нескольких лет Феодо рит подвизается в пустыни Кирилло-Белозерского мо настыря вместе со своими друзьями-нестяжателями, «му жами святыми, некоторыми уж престаревшими во днях», Сергием Климиным, старцем Соловецкого монастыря Иоасафом (Исааком) Белобаевым, старцем Артемием. С последним у Феодорита сложились особо теплые, дру жеские отношения как с подвижником высокой духовнос ти, «человеком ученья книжного, доброго нрава и смире ния исполненна » 1. Старец Артемий был близко знаком с царем Иоанном IV Васильевичем, который неоднократно 1Из доклада об Артемии священника Сильвестра царю Иоанну Гроз ному. Цит. по: Артемий, бывший игумен Троицкий на Москве / / ЧИОИДР. М., 1891. Кн. 4. С. 38. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz